Если вы хотите, чтобы ваш маркетинговый план был эффективен, то вы должны четко понимать, что он собой представляет и зачем вообще нужен. Его однозначно нельзя рассматривать, как документик в Word, сделанный потому, что так нужно, и после составления которого можно вернуться к рутинным задачам. Это ваши ответы на вопросы:
Если бизнес плывет по течению, и, несмотря на то, что его с каждым днем обгоняет все больше конкурентов, вас всё устраивает, то план маркетинга не нужен. Но помните, часто именно так любимое дело медленно, но верно умирает.
Если же у вашего бизнеса есть цели, хочется более активного развития, роста и, конечно же, увеличения продаж, а также важен контроль ситуации, чтобы двигаться в нужном направлении, выход один – составление маркетингового плана.
Безусловно, составление плана без участия владельца бизнеса невозможно, ведь он просто будет неэффективным. Только руководитель знает абсолютно все подводные камни бизнеса и больше всех стремится достигать целей.
Хорошим вариантом будет подключить маркетолога компании, а за его неимением нанять маркетинговое агентство.
Универсального плана, который подойдет всем, не существует. Разбираться стоит в каждой отдельной ситуации, поскольку такие мелочи, как, например, тенденции рынка, аудитория, геоположение имеют влияние на его составление. Это легко объяснить на примере двух одинаковых компаний с равным положением на рынке, но находящихся в разных городах. Для них один и тот же маркетинговый план не подойдет, ведь одна деталь их отличает – геолокация.
Но все же есть три неизменных кита, на которых строится любой маркетинговый план:
Ответят на вопросы: кто мы такие? Чего мы хотим? Когда мы этого хотим?
Для четкого определения цели вам поможет принцип SMART. Цель должна быть: конкретная, измеримая, достижимая, актуальная и ограниченная во времени.
Пример хорошей цели: УВЕЛИЧИТЬ количество продаж на 10% за 3 месяца с помощью контекстной рекламы.
Анализ
Чем больше вы будете знать про свой бизнес, тем лучше поймете, какие моменты улучшить, куда его направить, а также, что из инструментов работает, а что нет именно в вашем случае. Так что анализируем всех и вся.
Для начала определяем свою целевую аудиторию. Лучший способ понять, кто ваши клиенты, - составить их аватар.
Аватар клиента – это детальная характеристика того человека, который любит и выбирает ваш продукт. Составить его достаточно просто. Для этого нужно прояснить несколько моментов:
Второе – свот-анализ. Вам необходимо трезво оценить свою компанию и определить сильные и слабые стороны, а также угрозы, возможности, которые могут возникнуть.
Третье - другие анализы, которые могут вам помочь. Например:
Вы уже сделали всевозможные анализы и вот подходите к самой интересной части маркетингового плана. Инструменты достижения целей – это, по сути, ваши выводы из сделанных анализов.
Например, вывод из анализа конкурентов: четкое понимание ваших преимуществ, составленное УТП (Уникальное Торговое Предложение), позиционирование и ценообразование.
В инструментах достижения вы также должны определить маркетинговые мероприятия: к примеру, разработка интернет-магазина, продвижение сайта, создание и продвижение страниц в социальных сетях, контекстная или таргетированная реклама.
И главное - помните, что готовый маркетинговый план – это всего лишь часть развития компании. Кроме составления, его необходимо еще и эффективно внедрять.
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать подборки наших новостей.