Маркетинговый план: что это и для чего необходим

Если вы хотите, чтобы ваш маркетинговый план был эффективен, то вы должны четко понимать, что он собой представляет и зачем вообще нужен. Его однозначно нельзя рассматривать, как документик в Word, сделанный потому, что так нужно, и после составления которого можно вернуться к рутинным задачам. Это ваши ответы на вопросы:

Кому нужен маркетинговый план? 

Если бизнес плывет по течению, и, несмотря на то, что его с каждым днем обгоняет все больше конкурентов, вас всё устраивает, то план маркетинга не нужен. Но помните, часто именно так любимое дело медленно, но верно умирает.  

Если же у вашего бизнеса есть цели, хочется более активного развития, роста и, конечно же, увеличения продаж, а также важен контроль ситуации, чтобы двигаться в нужном направлении, выход один – составление маркетингового плана. 

Кто должен составлять план?

Безусловно, составление плана без участия владельца бизнеса невозможно, ведь он просто будет неэффективным. Только руководитель знает абсолютно все подводные камни бизнеса и больше всех стремится достигать целей.

Хорошим вариантом будет подключить маркетолога компании, а за его неимением нанять маркетинговое агентство.

Содержание маркетингового плана

Универсального плана, который подойдет всем, не существует. Разбираться стоит в  каждой отдельной ситуации, поскольку такие мелочи, как, например, тенденции рынка, аудитория, геоположение имеют  влияние на его составление. Это легко объяснить на примере двух одинаковых компаний с равным положением на рынке, но находящихся в разных городах. Для них один и тот же маркетинговый план не подойдет, ведь одна деталь их отличает – геолокация.

Но все же есть три неизменных кита, на которых строится любой маркетинговый план:

  1. Цели.
  2. Анализ.
  3. Инструменты достижения.

Цели

Ответят на вопросы: кто мы такие? Чего мы хотим? Когда мы этого хотим?

Для четкого определения цели вам поможет принцип SMART. Цель должна быть: конкретная, измеримая, достижимая, актуальная и ограниченная во времени.

Пример хорошей цели: УВЕЛИЧИТЬ количество продаж на 10% за 3 месяца с помощью контекстной рекламы.

Анализ
Чем больше вы будете знать про свой бизнес, тем лучше поймете, какие моменты улучшить, куда его направить, а также, что из инструментов работает, а что нет именно в вашем случае. Так что анализируем всех и вся.

Для начала определяем свою целевую аудиторию. Лучший способ понять, кто ваши клиенты, - составить  их аватар

Аватар клиента – это детальная характеристика того человека, который любит и выбирает ваш продукт. Составить его достаточно просто. Для этого нужно прояснить несколько моментов:

  1. Оценка социально-демографического портрета:
  1. Потребности: что важно для клиента в целом, какими могут быть его ценности. Важно подумать над вопросом: какую «боль», потребность способен решить ваш продукт, для чего он ему, а также пытался ли он какими-то другими вариантами справиться со своей проблемой, и к каким результатам это привело? В этом пункте имеет значение и оценивание страхов, сомнений, убеждений и беспокойства клиента.
  2. Поведенческие особенности: какие соцсети посещает клиент, какие ресурсы ему интересны для чтения, где чаще всего  он проводит свое время в интернете.
  3. Факторы влияния на принятие решений: управляют ли клиентом эмоции или логика, что для него является критерием принятия решения, например, уникальность, цена, гарантия, дизайн, удобная и быстрая доставка, сервис и вип-обслуживание, ассортимент и много другого.
  4. Отношение к продукту, который вы предлагаете: насколько клиенту известно о продукте и о вашей компании, какие аргументы у него есть, чтобы не сделать покупку прямо сейчас. На этом этапе составления аватара клиента важно оценить эмоции и ассоциации, вызванные у клиента продуктом, а также ожидания и результаты, на которые он рассчитывает.

Второе – свот-анализ. Вам необходимо трезво оценить свою компанию и определить  сильные и слабые стороны,  а также угрозы, возможности, которые могут возникнуть.

Третье - другие анализы, которые могут вам помочь. Например:

Инструменты достижения

Вы уже сделали всевозможные анализы и вот подходите к самой интересной части маркетингового плана. Инструменты достижения целей – это, по сути, ваши выводы из сделанных анализов.

Например, вывод из анализа конкурентов: четкое понимание ваших преимуществ, составленное УТП (Уникальное Торговое Предложение), позиционирование и ценообразование.

В инструментах достижения вы также должны определить маркетинговые мероприятия: к примеру, разработка интернет-магазина, продвижение сайта, создание и продвижение страниц в социальных сетях, контекстная или таргетированная реклама.

И главное - помните, что готовый маркетинговый план – это всего лишь часть развития компании. Кроме составления, его необходимо еще  и эффективно внедрять.

 

 

Подпишитесь на новости

Оставьте ваш e-mail, чтобы получать подборки наших новостей.

Обсудим ваш проект?
Dog