Маркетинг-микс. Общая информация и примеры использования
Содержание:
Маркетинг-микс и модель «4Р»
Маркетинг-микс и модель «7Р»
Маркетинг-микс и модель «4С»
Маркетинг-микс – это общее понятие для набора тактических инструментов, которые используются в представлении товара или услуги на целевом рынке. Эффективность и характер проведения маркетинг-микса сильно зависит от специализации предприятия, особенностей реализуемого товара или рынка сбыта.
Для успешного проведения рекламной кампании и продвижение товара на целевом рынке, весь инструментарий маркетинг-микса должен полностью контролироваться персоналом соответствующего отдела. Его опытность, мотивация и уровень навыков позволяет или же препятствует исполнению маркетинговых задач в процессе деятельности компании.
Несмотря на широкий арсенал методов и инструментов, маркетинг-микс используется исключительно в четырех направлениях:
- Товар (его ассортимент, дизайн, способы упаковки, технические параметры, варианты доставки и особенности сервисного обслуживания).
- Цена (операции по ее изменению, наценка, маржа, рентабельность, проведение акций для увеличения привлекательности для клиента).
- Место проведения продаж (логистика, компании-поставщики, размещение и оформление точек продаж).
- Продвижение продукции (реклама, операции по увеличению сбыта, организация обратной связи с клиентами, разработка и бюджеты финансирования).
Эти направления входят в так называемую модель «4Р», которую впервые высказал еще в середине прошлого века Э. Дж. Маккарти. Использование данной модели облегчает выбор необходимых инструментов и определяет направление маркетинговой деятельности компании.
Чтобы понять в каком направлении сосредоточить свою деятельность, нужно прежде всего определить особенности каждого направления маркетинг-микса.
- Желание клиента относительно продукции в соотношении с удовлетворением от использования вашего товара.
- Необходимые особенности для полного удовлетворения клиента.
- Акцентирование внимания на особенностях, которые клиент не замечает во время использования товара.
- Факторы использования продукции.
- Форм-факторы товара.
- Технические характеристики, название и способы позиционирования продукции.
- Отличие продукции вашего предприятия от продукции конкурентов.
- Анализ места, где чаще всего целевая аудитория желает приобрести заданную продукцию или услугу.
- Анализ каналов распределения продукции.
- Получения доступа к каналам распределения.
- Особенности работы ваших конкурентов.
- Анализ зависимости ликвидности товара от его цены.
- Существование или отсутствие фиксированных цен на рынке.
- Средняя стоимость продукции на рынке.
- Особенности и характер проведения акций и скидок для заданной продукции.
- Сравнение цен с вашими конкурентами.
- Особенности взаимодействия компаний на рынке с целевой аудиторией.
- Особенности проведения рекламы в данной сфере деятельности.
- Анализ сезонности в реализации продукции или услуги.
- Анализ инструментов, которые используют конкуренты для продвижения собственной продукции.
Модель «4Р» является не единственной подобной моделью маркетинг-микса, которая используется для продвижения собственной продукции. В 1980-е американские экономисты Бумс и Битер, которые в то время проводили маркетинговый анализ рынка услуг, предложили дополнить модель «4Р» еще несколькими направлениями. Данный микс дополнили такие понятия:
- Люди, которые непосредственно или косвенно влияют на процесс создания и продвижения продукции или услуги. В этот показатель также входят все клиенты и взаимодействие между ними.
- Процесс – это все действия, которые необходимо выполнить для оказания услуги.
- Окружающая среда, где и производится предоставление услуги.
В 1993-м году Роберт Лотерборн заявил, что модель «4Р» морально устарела. Использование маркетинг-микса, который был направлен от производителя, больше не являлся эффективной стратегией в продвижении собственной продукции. По его словам, настало время использования микса, который бы сосредотачивался в направлении от покупателя. Новая концепция получила название «4С». Она включала в себя такие понятия:
- Потребности клиентов, как противопоставление продукту.
- Стоимость (не только финансовая), как противопоставление цене.
- Удобство, как противопоставление месту.
- Обратная связь, как противопоставление продвижению.